Любой человек так или иначе сталкивался с ситуацией, когда возникала необходимость в услугах грузового такси. Офисный или домашний переезд, перемещение партии груза — для этого требуются услуги компаний, осуществляющих грузоперевозки. Нужно сказать, что еще накануне кризиса транспортные компании чувствовали довольно уверенно. Данная отрасль характеризовалась позитивной динамикой развития.
К сожалению, мировой финансовый кризис серьезно изменил положение вещей в этой отрасли, в том числе серьёзно пострадала даже отрасль кинофильмов. Не только динамика показателей, но и структура этого сегмента рынка стали другими. Упали объемы грузоперевозок, поскольку покупательская способность населения резко уменьшилась. Характерным примером могут служить автомобильные грузоперевозки, которые в докризисные времена пользовались высоким спросом у клиентов. Как утверждают специалисты, падение рынка в сегменте грузоперевозки Москва, Московская область составляет 15-20%. И если объемы перевозок продуктов питания в Москву остаются на докризисном уровне, то поставки непродовльственных товаров серьезно упали.
В данной ситуации, когда количество заказчиков серьезно уменьшилось, а предложение многократно превышает спрос, транспортным компаниям ничего не остается как снизить тарифы. Но существенного снижения ожидать не приходится, т.к. наблюдается постоянный рост цен на топливо, автозапчасти и гсм. Те перевозчики, кто связан банковскими кредитами, отмечают также и рост процентных ставок.
В итоге стоимость грузоперевозок в целом по стране и по столичному региону постоянно растет, т.к. их себестоимость не уменьшается, а наоборот, продолжает увеличиваться. По данным Росстатистики, тарифы на грузоперевозки в России в начале 2009 года выросли на 11% по сравнению с периодом декабря 2008 года. Эта тенденция сохранилась по сей день. Разумеется, рентабельность грузоперевозок падает. Средние и малые перевозчики вынуждены вести бизнес себе в убыток или нарушать действующее законодательство. Именно так и поступают некоторые перевозчики, занимающиеся полулегальной деятельностью. Они заключают договора перевозок по ценам ниже рыночных. При этом машины у них в неисправном состоянии, и груз клиента подвергается большой опасности. Неоправданно дешевая грузоперевозка влечет за собой серьезные риски.
Одним из главных условий качественной услуги транспортной компании считается страхование грузов и ответственности перевозчика. Риск-менеджмент гарантирует защиту интересов владельца груза при наступлении форс-мажорных обстоятельств. ситуации. Особенно это актуально в кризисные времена, когда необдуманные шаги могут привести к финансовому ущербу. Но многие компании упорно не замечают эти правила, подвергая риску себя и клиентов.
Итак, падение спроса способствует росту конкуренции не только на рынке грузоперевозок, но и даже на рынка фильмов в целом. В связи с этим, количество транспортных предприятий сокращается. Маленькие компании поглощаются более крупными перевозчиками. Вне всякого сомнения, этот факт положительно сказывается на рыночной ситуации, ведь в итоге качество грузоперевозок возрастает. Кризис с успехом переживут те компании, кто сумеет минимизировать свои издержки. Сюда относится оптимизация маршрутов, сокращение расходов на содержание административного аппарата, перевод машин на более дешевое топливо и т.д.