Особенности брачно-семейных отношений.

Особенности брачно-семейных отношений.

Брак

Брачные отношения являются основой семьи. В этих отношениях находят проявления как естественная, так и социальная природа человека, как материальная (общественное бытие), так и духовная (общественное сознание) сферы социальной жизни. Общество заинтересованно в устойчивости брачных отношений, поэтому оно осуществляет контроль за оптимальным функционированием брака через систему общественного мнения, средства социального воздействия на индивида, процесс воспитания.

Современные социологи определяют брак как «исторически изменяющуюся социальную форму отношений между мужем и женой, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и усматривает их супружеские и родительские права и обязанности». «Брак — это институт, допускающий мужчин и женщин к семейной жизни — жизни, основанной на интимной личной связи мужа и жены ради основой цели: рождения и воспитания детей. Этот институт имеет социальную и религиозную санкции».

В этом определении заметна западная трактовка смысла брака не в бытийном смысле, а в прагматическом — ради рождения детей.

В настоящее время социологи и психологи полагают, что выделение супружества как структурной единицы произошло в историческом аспекте сравнительно недавно в результате серьезных социально-экономических преобразований современного общества, сформировавших условия для равноправного (социального, юридического, нравственного) существования мужчины и женщины.

 

Счастливая семья

Счастливая семья

Супружество — это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое присущими ему ценностями. В данном случае подчеркиваются: неинституциональный характер связи, свойственный супружеству; равноправие и симметричность нравственных обязанностей и привилегий обоих супругов.

Антонов А. И. разделяет понятия «брак» и «семья». Он говорит о том, что «лишь рождение детей превращает брачную пару в семью» и (до этого):

«…Первую стадию вступления в брак и, как правило, зачатия первенца (в большинстве пар, кроме бесплодных) точнее именовать стадией предродительства, а не бездетности. Супруги готовятся стать родителями и сформировать семью в строгом смысле слова…».

Таким образом, данные понятия — «брака» и «семьи» различаются репродуктивной функцией и определенными правами и обязанностями со стороны мужа и жены (супружеские и родительские права и обязанности).

В терминах общей теории систем, разработанной Людвигом Ван Берталанфи, «семья не есть простая сумма членов этой семьи, это, прежде всего, определенная сеть взаимоотношений между всеми членами семьи».

 

Сводные братья

Сводные братья

Семья представляет собой более сложную систему отношений, она объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей, то есть здесь семья определяется как система взаимоотношений, которая выявляется в двух аспектах:

первый — объективный, то есть некая система взаимодействия, контактов, связей;

второй — оценочный, то есть оценка субъектом самих этих взаимодействий и контактов, а также участвующих в них партнеров.

Эйдемиллер Э. Г. определяет семью как «группу совместно живущих людей». Это может быть биологическая нуклеарная семья, но во многих случаях кто-то из ее членов отсутствует или, наоборот, имеются приемные родители или дети.

Антонов А.И. и Медков В.М. в своем учебном пособии «Социология семьи» дают следующее определение: «Семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества— родительства — родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи». И далее авторы пишут: «Лишь наличие триединого отношения супружества—родительства—родства позволяет говорить о конструировании семьи как таковой в ее строгой форме». Несемейное же население, по мнению авторов, состоит из тех, кто является родителем, но без супружества, либо находится в фактическом или легитимном браке без детей. Для всех этих фрагментарных, «осколочных» форм семьи лучше подходит термин «семейная группа», под которой понимается группа людей, ведущих совместное домохозяйство и объединяемых только родством либо родительством или супружеством.

Таким образом, семья рассматривается как супружеский союз или социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми. В рамках этого союза осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т.д.

Близкой точки зрения придерживался выдающийся советский социолог Харчев А. Г.: «…Как соотносятся понятия «семья» и «брак»? То, что семья включает в себя хотя бы одну брачную пару, которая служит «ядром» семейной группы, не может вызвать сомнения. Семьи, образуемые группами братьев, сестер или других кровных родственников, а также матерями-одиночками и их детьми, являются следствием чрезвычайных, ненормальных обстоятельств».

В социальной психологии семья рассматривается как пример естественной уникальной малой группы. Так, согласно определению Соловьева Н.А. «семья – малая социальная группа (ячейка) общество, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношения между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство».

Совместное хозяйство

Совместное хозяйство

Аналогичная точка зрения на семью выражена Захаровым А.И.: «семья – первичная группа, связи в которой строятся на непосредственных контактах, на эмоциональном вовлечении ее членов в дела группы. Это обеспечивает высокую степень отождествления и слияния ее участников. Такая семья увеличивается и разрастается не благодаря «приему» новых членов из вне, а благодаря рождению детей».

Таким образом, семья понимается как малая социальная группа, которой присущ ряд психологических особенностей:

1. наличие не одной, а ряда общесемейных целей;

2. частичное различие в интересах и установках членов семьи;

3. наличие супружеской пары, взаимоотношения в которой в значительной мере определяют характер взаимодействия в семье;

4. включенность в нее представителей разных поколений;

5. многосторонность и значимость семейных отношений, их взаимосвязь;

6. особая открытость, уязвимость членов семьи.

Можно назвать большое число параметров, отличающих семью от малых групп другого типа. Алешина Ю. Е и. Гозман Л. Я считают, что важнейшими из них являются:

1) нормативная заданность: в каждой культуре существуют жесткие представления о том, какой ее нужно создавать, какими должны быть отношения между супругами и т. д.;

2) гетерогенность состава: современная семья — это практически всегда группа очень небольшого размера, от двух до пяти-шести человек, гетерогенная по полу и возрасту или, по крайней мере, по одной из этих характеристик;

3) закрытый характер семьи, то есть возможность вхождения в нее нового члена крайне ограничена и строго регламентирована, более того, при реализации даже этих редких возможностей семья довольно часто распадается на две более или менее самостоятельно функционирующие единицы; выход из семьи также ограничен;

4) полифункциональность семьи;

5) тотальность включенности (в семейные отношения человек вовлечен полностью);

6) историчность: семья — это долговременная и очень динамичная группа.

Однако Андреева Т.В. пишет, что данные характеристики семьи как малой группы вполне могут быть присущи и несемейным группам, в частности, производственного характера (например, такие, как коллектив кафедры в вузе).

Поэтому в перечисленных особенностях такой малой группы, как семья, не хватает, по мнению Андреевой Т.В., главного — особенности семьи как группы родственных лиц (или приравненных к ним, например, заключением брака или оформлением опекунства над ребенком). Семья — это, прежде всего, люди, объединенные кровными (родовыми) связями.

Родственники

Родственники

Такое определение семьи приводил Воробьев Н. И. еще в 1920-е годы. Им была написана работа по материалам переписи городского населения 1923 года в Нерехте (Костромская область). Под семьей автором понималась «группа лиц, связанных кровным родством и общностью хозяйства», изучать которую следует посредством исследования фактически существующих отношений между ее членами».

Таким образом, семью можно определить как контактную группу родственных лиц (или юридически приравненных к ним людей), составляющих единое целое и ощущающих себя этим целым. Соответственно, семьей будут являться опекун и опекаемый /усыновленный им.

Так, в семье обычно выделяют осуществление хозяйственных функций, пространственную близость (совместное проживание), сексуальную связь между супругами, выполнение ими родительских обязанностей.

Однако в современной семье далеко не всегда присутствуют все эти отличительные особенности. Например, возможно длительное раздельное проживание супругов (даже в разных странах, как это было у Владимира Высоцкого с Мариной Влади), и, соответственно, не всегда поддерживается совместное ведение хозяйства, совместный бюджет.

Также не обязательно семья осуществляет репродуктивные и воспитательные функции (она может быть как бездетная семья, так и просто пожилая пара, дети которой отделились, уехав в другую страну и проживая там своими семьями). Эмоциональное же и духовное единение вообще исторически не всегда присутствовало и являлось значимым (разумеется, в идеале оно всегда должно было присутствовать, но часть семей во все времена функционировала и без них).

Таким образом, можно сказать, что семья существует и функционирует хотя бы при наличии одной из этих особенностей — примером может служить совместное ведение хозяйства семьей, состоящей из престарелой матери и пожилой дочери.

Антонов А.И. определенно называет семьей только семью на супружеской основе, считая другие варианты «осколочными». Он, в частности, пишет о том, что семья может, как бы застыть на той стадии семейного цикла, которая была прервана каким-либо событием, связанным с исчезновением семейного ядра «супружества—родительства—родства». Под ядром здесь понимается то, что в статистике именуется «брачной парой с детьми». Далее автор говорит о том, что «отсюда (из семейного ядра) исключены пары без детей или же один из родителей с ребенком (детьми), а также все иные комбинации дробления неделимого семейного ядра. И все, что остается от семьи в этом случае, видимо, уже нельзя именовать семьей или «семьей без семейного ядра». Это будут действительно «осколочные формы», так как полный цикл нуклеарной семьи, взятой за основу, оказался прерванным».

Осколочная семья

Мама и сын

Автор в качестве примера осколочной семьи обращается к ситуации сирот — совершеннолетнего брата с сестрой-школьницей, говоря о том, что можно «подобную остаточную форму. Рассматривать лишь как родственное домохозяйство. Но, строго говоря, нельзя назвать это семьей, раз нет ее неделимого ядра и осталось одно родство, объединяющее брата с сестрой (отсутствуют конституирующее семью наравне с родством супружество и родительство, хотя и присутствуют неспецифические для образования семьи признаки совместного проживания и общего бюджета)».

Все же, ввиду очень большой распространенности таких «осколочных семей» (не менее 25—50% — данные могут очень различаться, в зависимости от местности и даже характера жилья, так как в сельской местности или в городских зданиях с большим числом однокомнатных квартир таких семей больше) приходится под определение семьи подвести также семьи типа «бабушка внучка», «пожилая мать — взрослый сын» и т. п..

Дело в том, что классический вариант семьи «родители и их дети» постепенно уменьшает свою численность, как в России, так и во всем мире (прогноз на XXI век — в США классических семей будет меньше половины от общего числа подобных союзов).

Таким образом, семейная структура имеет все более причудливые сочетания, и, в то же время проживающие совместно бабушка и взрослая внучка (при умершей матери, живом отце, ушедшем в другую семью и пр.) ощущают себя единым целым — члены такой структуры рассматривают самих себя как семью. К тому же в состав семьи принято включать и членов «семейной группы» — например, своих детей в неполном браке.

В связи с вышесказанным Андреева Т.А. пишет, что понятие семьи приходится расширить в соответствии с распространенным (стихийно сложившимся) в обществе представлением о том, какой может быть современная семья, включив в нее и «ОСКОЛОЧНЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ФОРМЫ».