Взаимодействие родителей и детей в современной семье.

Взаимодействие родителей и детей в современной семье

Семья

Семья во все времена была одной из основ формирования общества. Особенно актуальной она стала сейчас, когда социально-экономические изменения рикошетом ударили по самым незащищенным членам семьидетям. Семья представляет собой относительно замкнутую систему межличностных и межгрупповых отношений и вместе с тем элемент более широкой социальной системы. Как система семья относительно стабильна (хотя степени и критерии ее стабильности различны в разные эпохи). Прочность и устойчивость семейных связей могут обеспечиваться за счет внешнего воздействия на семью, через которое реализуются господствующие в данном обществе социальные нормы. Однако семья может быть стабильной системой и благодаря своим внутренним «силам сцепления», в качестве которых должны выступать нравственные ценности.

Содержание семейного воспитания отражает глубинные переориентации семантических пластов, форм и видов человеческой деятельности.

Это платформа, на которой строится как воспитательная, так все другие виды деятельности: трудовая, умственная, социальная, учебная, которые должны быть пронизаны нравственной направленностью. Семейное воспитание органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека. В семье ребенок включается в жизненно важные виды деятельности, проходит все ее этапы. Формируя у ребенка определенное эмоционально-психическое состояние, семья тем самым закладывает необходимую основу его нравственного развития, во многом определяет будущую моральную позицию личности, подготавливая процесс интеграции социальных образцов поведения.

Исследования роли семьи в нравственном и психологическом формировании личности проводились авторами в 1993 г. Уже в то время специалисты отмечали тенденции к началу глубокого кризиса семьи и семейного воспитания. Цель настоящей работы – исследовать состояние современной семьи и диагностировать ее возможности выполнять возложенные на нее обществом функции.

В ходе исследования в 1993, 2005 и 2008–2009 гг. проведено анкетирование учащихся 8–11 классов разных районов г. Ярославля (564 чел.) и 127 семей г. Ярославля (в каждом исследовании, случайная выборка).

В настоящее время в обществе сложилась крайне неблагоприятная ситуация относительно духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами этого являются отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения и ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе. Все это происходит на фоне направленной на детей пропаганды жестокости и насилия, порнографии, агрессивной рекламы алкогольной продукции и табачных изделий при неспособности правоохранительных и иных органов государственной власти реагировать на факты нарушения прав детей. Специалисты отмечают, что развитие рыночных отношений в стране вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения. Эти изменения отрицательно сказались на жизни всего общества, но первой их отрицательное воздействие почувствовала на себе семья. Ослабевает ее нравственный и воспитательный потенциал, снижается ответственность родителей за воспитание и содержание детей. Многие люди не сумели приспособиться к новым условиям, сформировать необходимые защитные механизмы. Это, вероятно, одна из основных причин дезорганизации жизни большинства семей, разрушения сложившихся нравственно-этических норм и традиций семейного уклада. В условиях экономической нестабильности родители вынуждены больше времени отдавать зарабатыванию денег, в результате чего предоставленные сами себе дети становятся более самостоятельными, ослабевают связи между поколениями.

Самостоятельные дети

 

Потеря мужчиной роли единственного кормильца семьи и поэтому ее главы привела к ослаблению, а то и к полной утрате специфических форм и методов мужского воспитания. Этому способствовали и изменения, которые претерпели представители сильного пола. Сегодня определенная часть мужчин характеризуется целым рядом индивидуальных и социально-психологических особенностей, которые совершенно не были присущи им всего несколько десятилетий назад. К числу таковых относится некоторое снижение волевой активности, чувства ответственности за воспитание детей, повышение уровня невротизма (мужчины стали более раздражительны, импульсивны, обидчивы), удельного веса развлекательных видов досуга. Женщина – жена и мать – берет в свои руки не только экономические бразды правления, но и воспитательные. Это смещение ролей в семье доходит иногда даже до «замещения» – в тех случаях, когда отец полностью самоустраняется от выполнения воспитательских обязанностей. Вследствие правовой, моральной, экономической незащищенности усилилась конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми. Отмеченные негативные тенденции сопровождаются снижением воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации детей.

Претерпела значительные изменения и система сложившихся ранее педагогических воздействий на детей, значительно ослабло их воспитание вне школы, что повлекло разрушение взаимосвязей в системе «школа – семья – общественность». Государство же практически устранилось из этой сферы, сняв с себя функции защиты, воспитания и образования молодежи, в то время как гражданское общество и общественные институты, которые должны этим заниматься, еще не сформировались. В настоящее время приходится признать, что семья зачастую перестает выполнять не просто функции подлинного, духовного воспитания, но и воспитательные функции вообще. Об этом свидетельствуют и данные проведенных исследований (Табл. 1).

 

Семья как определенная социальная общность выступает прежде всего как конкретная система связи и взаимодействия между ее членами, возникающими по поводу удовлетворения их разнообразных и многоплановых потребностей. Отношения этого рода играют особую роль в формировании личности. И, в первую очередь, это относится к отношениям между супругами и между родителями и детьми. В результате проведенного исследования установлено, что за последние 16 лет почти в два раза увеличилось число конфликтов между родителями и детьми на фоне осложнившейся конфликтной ситуации между самими родителями. В настоящее время 89 % школьников не удовлетворены отношениями с родителями (лишь 7 % расценивают отношения с родителями как доверительные), 60 % высказывают неудовлетворенность жизнью в семье. Значение внутрисемейных отношений в становлении и развитии индивида обусловлено как тем, что они являются первым специфическим образцом общественных отношений, с которыми человек сталкивается с момента рождения, так и тем, что в них как бы фокусируется и находит своеобразное выражение все богатство общественных отношений, а стало быть, создается возможность раннего включения ребенка в их систему.

Ведущая роль семейных отношений заключается в том, что их состоянием определяется функционирование и эффективность других компонентов воспитательного процесса семьи.

Внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения. Межличностное же общение является одним из социально-психологических механизмов становления и развития личности. Именно в процессе общения со взрослыми ребенок приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, овладевает основами человеческого опыта в различных областях жизни, познает и усваивает правила человеческих взаимоотношений, качества, свойственные людям, их стремления и идеалы, воплощая постепенно нравственные основы опыта жизни в собственной деятельности.

Низкий уровень педагогической культуры родителей, отсутствие у них времени для занятий с детьми, нестабильное материальное положение способствуют ослаблению духовно-нравственной связи между членами семьи, приводят к снижению авторитета родителей. Об этом свидетельствуют и данные анкетирования – за последние 16 лет число детей, желающих быть похожими на своих родителей, уменьшилось в 5 раз и составляет всего 9 %.

Состояние супружеских отношений выступает в качестве главной детерминанты, от которой зависит успех или неуспех семейного воспитания как сознательного, целеполагающего процесса.

Кризис семьи проявляется и в соотношении браков и разводов. Согласно данным, предоставленным департаментом социально-экономического развития г. Ярославля, каждый второй брак распадается, такая ситуация наблюдается на протяжении последних 10 лет, несмотря на увеличившееся число заключаемых браков (Табл. 2).

 

Очевидно, что кризис семьи и семейных отношений продолжает усугубляться. Для современной семьи характерны следующие негативные признаки:

инфантилизм родителей, отсутствие у них ответственности и интереса к воспитанию детей;

недостаток духовной близости между родителями и детьми, взаимопонимания, доверительных отношений;

низкий уровень педагогической культуры родителей;

отсутствие четкого понимания современной ситуации, недостаток знаний и путей выхода из кризиса;

злоупотребление родителей вредными привычками;

социальное сиротство.

Эти и другие причины ставят под угрозу существование семьи как одного из важнейших институтов воспитания человека и гражданина.

Воспитывать ребенка должны родители, а все социальные институты могут лишь помочь в обеспечении условий для саморазвития ребенка, помогая ему познать свои индивидуальные задатки, склонности и реализовать их в приемлемой форме, полезной для него самого и общества. Духовно-нравственное воспитание детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителями, обществом и государством в целом, поэтому необходимо направить усилия всего общества на нормализацию семейных отношений, преодоление кризиса семьи как важнейшего элемента системы безопасности государства.